opisanie картинки

Орудьевская Узкоколейная Железная Дорога

Орудьевская ужд изначально была соединена с Мельчевской узкоколейкой и являлась её ответвлением. Торфобрикетный завод в Орудьево был построен позже, когда Орудьевскую ужд отрезал от Мельчевской канал имени Москвы. За всю историю существования железная дорога имела несколько направлений, но основным всегда оставалось одно: Орудьево - Дядьково. Первоначальные торфоразработки велись в пойме нижней части реки Кухолки, там возможно было ответвление от основной ветки.
Про железнодорожное сообщение на месте разработок, где сейчас самые старые садовые участки пока точно ничего не известно, но есть предположение о существовании кольцевой ветки вокруг самого карьера. О существовании этой ветки можно было предположить по мёртвой зоне со срытой насыпью и многочисленным рельсам лежащим когда-то вдоль предполагаемого направления. Так или иначе, даже если эта ветка была, то она прекратила своё существование сразу после закрытия данного торфоучастка.
Ещё одно ответвление недожившее до восьмидесятых было около самого торфобрикетного завода.

Основные ветки.

Уже после постройки Торфобрикетной фабрики в Орудьево были открыты Очевские карьеры.   Туда тоже пролегла узкоколейка, ответвлявшаяся от того самого места, где основная трасса ужд (на Дядьково)  выходила на прямую (Примерно 1,5 км от ст. Орудьево). Эта ветка пересекала шоссе на Жуковку около речки Кухолки и вместе с речкой проходила под мостом Савёловской железной дороги. В районе ЛЭП ужд разветвлялась. Одна ветка, пересекая Кухолку, уходила к Облётово. Вторая шла ещё 550 метров вдоль Кухолки, затем сворачивала на юго-восток и шла ещё 1800 метров, пока не сворачивала опять на северо-восток, закольцовываясь вокруг карьеров в том месте где сейчас дачи "Россия" ( пос. Непеино).
Основная ветка от развилки доходила по дачному поселку до моста через р. Кухолка (сохранился), далее шла в Дядьково, пересекая дорогу Дядьково - дачный поселок, затем огибала Дядьково (по рассказам местных, здесь вроде бы когда-то был разъезд), пересекала грейдерную дорогу Дядьково - ш. А-104, проходила мимо деревни Надеждино, пересекала местную дорогу Княжево – ш. А-104, где до 2002 года сохранялись рельсы в асфальте (см. фото) (летом 2002 года при ремонте этого шоссе были закатаны в асфальт) , проходила мимо пос. Торфучастка №7, а затем шла еще примерно 3 км на торфоразработки на границе Дмитровского и Талдомского районов. В период существования узкоколейки осуществлялось 2-3 грузовых (торфовозных) рейса в день в оба конца. Также назначался вагон для перевозки рабочих - из Орудьево утром, из 7-го Торфучастка - вечером. Около седьмого торфоучастка был образован одноимённый рабочий посёлок.
В районе завода было путевое развитие. Здесь до сих пор сохранилась водонапорная башня 1957 года, построенная на месте старой деревянной. Так же было здание платформы, которое почти разрушено и дэпо, ставшее складскими помещениями.
Разгрузка торфа осуществлялась в специальной пристройке завода, при этом вагон заталкивался на крышу и торф высыпался вниз. На крышу мог заехать только один вагон, поэтому существовало ещё несколько тупиков для манёвров.
Здесь, у северной горловины станции Орудьево и было самое начало ужд.

Основной ход от фабрики до торфоучастка №7 имел общую протяжённость 9 километров 700 метров.(по другим сведениям 19 км).Движение по основному ходу было прекращено где-то в 1989-90 гг. Ветка на Непеино-Облетово просуществовала еще около года. В 1991 г. рельсы были завалены землей и торфом. На 2004 г. все пути разобраны. На их месте почти везде дачные поселки. Последние 100 м пути на станции Орудьево сняты весной 2005 г., а все вагоны разрезаны на металлолом.

Подвижной состав: В 1991 г. были два ЭСУ-2А и несколько торфовозных вагонов.

В военные года ужд могла иметь значение рокады, так как в Дядьково располагался северный подмосковный штаб воздушных войск и взлётная полоса.

УЖД Запрудненского Стекольного Завода

 

Начальный пункт — посёлок Запрудня.

Запрудненский стекольный завод (ныне Завод Электровакуумных Приборов) был основан в 1860 году. Ориентировочная дата открытия узкоколейной железной дороги — 1920-е годы.
Узкоколейная железная дорога связывала посёлок Запрудня с торфомассивом, от которого на стекольный завод доставлялся топливный торф. Возможно, на протяжении некоторого времени эта узкоколейная железная дорога составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Орудьевского торфопредприятия.

Цитата из материала «Запрудня в годы Великой Отечественной войны», опубликованного в Талдомской районной газете «Заря», номер от 4 марта 2010 года : 

 
Директор завода А. Г. Гайдуков поехал в Москву к бывшему специалисту нашего завода С. И. Королёву с просьбой помочь с пуском оборудования стекловаренных печей. Сергей Иванович согласился и с весны до осени 1942 года день и ночь трудился на родном заводе. 
 
Позарез нужен был транспорт. Д. С. Давыдов и Н. А. Осипов из отходов собрали полуторку и мотовоз. На них и возили топливо – торф с седьмого участка и оборудование из Москвы. Бензина было не достать, и умельцы приспособили мотовоз и машину под древесное топливо (чурочки)… 
 
... 
 
Вступила в строй горшковая печь, в которой варили стекло, а запаса торфа не было. Неожиданно вышел из строя мотовоз, а это грозило остановкой печи, значит, и срывом поставок для фронта. Надо было восстанавливать мотовоз не более, чем за двое суток. Для этого были созданы две бригады: одна собирала на территории завода древесные отходы, а другая ремонтировала мотовоз. В помощь Давыдову и Осипову включили в ремонтную бригаду молодых слесарей М. Петрова, В. Кружкова, В.Буяева и меня. Более сорока часов, не выходя с завода, работали мы. Спали по 2-3 часа по очереди, ели, что принесут из дома родные. 
 
К исходу вторых суток заканчивали сборку мотора. Дмитрий Семенович дал указание поставить крышку блока. После полной установки всех узлов стали заводить мотор. Пока крутим рукоятку, мотор работает, перестаем – глохнет. Промучались больше часа, пока Дмитрий Семенович не увидел на верстаке прокладку крышки блока, не поставленную по назначению. Через полчаса мотовоз вышел в рейс… 
 

Скорее всего, после строительства железнодорожной линии широкой колеи Вербилки — Большая Волга (1930-е годы) и появления подъездного пути широкой колеи Соревнование — Запрудня, на участке Соревнование — Запрудня имелась «трёхниточная» колея (1524 мм/750 мм).

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1960-е годы. Сечас о ней напоминает насыпь идущая через лес от СНТ Виктория до станции Соревнование. Что примечательно - отсыпка частично выполнена отходами стеклоплавильного производства и кусками расплавленного стекла.

Так же по этой УЖД возможно возили и белый песок для изготовления стекла. На месте песчаного карьера образовалось озеро, которое назвали "Обрыв"


Мельчевская Узкоколейка

Мельчевская УЖД принадлежала одноименному торфо-брикетному предприятию в посёлке Мельчевка.

Ориентировочная дата открытия первого участка узкоколейной железной дороги (возможно, он находился вблизи посёлка торфоучастка №4, ныне Татищево) — 1930-е годы. В ранний период своей истории (до появления канала Москва — Волга) узкоколейная железная дорога скорее всего составляла единую сеть с узкоколейной железной дорогой Орудьевского торфопредприятия.

Согласно топографической карте, изданной в 1965 году, имелись две изолированные узкоколейные железные дороги небольшой протяжённости: вблизи посёлка торфоучастка №4, ныне Татищево, и вблизи посёлка Мельчевка.

В 1970-х годах (?) посёлки Мельчевка и Татищево были соединены магистральной линией узкоколейной железной дороги.

Узкоколейная железная дорога полностью разобрана. Ориентировочная дата ликвидации — 1996 год.


Материал об УЖД взят с сайтов www.parovoz.com infojd.ru орудьево.рф

Других сведений пока нет, если кто-то располагает какой-либо еще информацией - оставляйте комментарии.



Комментировать




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Комментарии (0)