opisanie картинки

Торфоразработки

Впервые добывать торф в промышленных объемах здесь начали в конце 19 века. Добытый возле деревни Быково торф использовали в качестве топлива на Вербилковской фарфоровой фабрике и Запрудненском стекольном заводе. 

Первые разработки велись в ручную  -  торф резали лопатами на куски, и для просушки складывали в подобие поленницы.

Позже внедряются более современные механизированные методы добычи торфа. Примерно с 1920-х годов для вывоза торфа начинает  использоваться узкоколейная железная дорога до Запрудни.

После восстановления Железнодорожной Ветки Вербилки — Большая Волга (открыта в начале 1930-х, разобрана во время войны, восстановлена в 1950-х и продлена до Дубны в 1969 году.) узкоколейка до Запрудненского завода разобрана и добытый торф доставляется в Орудьево, где В 1940-х годах (после строительства канала Москва-Волга и отсечения торфомассивов от одной из крупнейших на тот момент торфоперерабатывающих фабрик - Мельчевской) образуется Орудьевское Торфобрикетное предприятие и последующая переработка торфа производится уже там.

Торф, добытый на торфяниках, перевозился по узкоколейной железной дороге, проходящей через Седьмой торфоучасток - Надеждино - Дядьково, на торфо-перерабатывающий завод в Орудьево. УЖД начиналась от брикетного завода у станции Орудьево, а фактически от торфоперегрузочной установки в черте станции (у северной горловины). Длина узкоколейки составляла 19 км.Через 1,5 км от ст. Орудьево существовала развилка - один из путей шел на Дядьково, другой пересекал Мост через р.Кухолкаширококолейный прегон Орудьево-Вербилки под мостом (вместе с р.Кухолкой). Далее он шел на торфоразработки - одна ветка в сторону пос. Непеино, а другая - в сторону бывшей деревни Облетово . Основная ветка от развилки доходила по дачному поселку до моста через р. Кухолка (сохранился) далее шла в Дядьково, пересекая дорогу Дядьково-дачный поселок, затем огибала Дядьково (по рассказам местных, здесь вроде бы когда-то был переезд (летом 2002г. закатан в асфальт)разъезд), пересекала грейдерную дорогу Дядьково-ш. А-104, проходила мимо деревни Надеждино, пересекала местное шоссе Княжево-ш.  А-104, где до 2002 года сохранялись рельсы в асфальте (летом 2002 года при ремонте этого шоссе были закатаны в асфальт) , проходила мимо пос. Торфучастка №7, а затем шла еще примерно 3 км на торфоразработки на границе Дмитровского и Талдомского районов.
В период существования узкоколейки осуществлялось 2-3 грузовых (торфовозных) рейса в день в оба конца. Также назначался вагон для перевозки рабочих - из Орудьево утром, из 7-го Торфучастка - вечером. Тяга ЭСУ-2.
Разработка тофа прекращена где-то в 1989-90 гг. (по другим данным - до 1994 г.) так как в стране произошел резкий спад потребления торфа как в электроэнергетике (в связи с переводом многих электростанций на сжигание природного газа), так и в сельском хозяйстве.

 Сейчас на  месте торфяных карьеров почти везде дачные поселки или заболоченый лес. Часть карьеров затоплена, и используется для охоты и рыбалки.

 В 2020 году доля торфа в топливном балансе страны незначительна и составляет менее 1 %.  Но Энергетической стратегией России до 2030 г. предусматривается увеличение доли использования торфа до не менее чем 8 — 10 %


Материал об УЖД взят с сайта www.parovoz.com



Комментировать




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Комментарии (0)